Счетчики




Добро пожаловать!

Этот сайт посвящен Анжелике, героине серии историко-приключенческих романов Анн и Сержа Голон, а также им самим. Книги об этой женщине редкой красоты и удивительной судьбы завоевали весь мир, покорив сердца читателей разных возрастов и национальностей.

Всего на сегодняшний момент вышло тринадцать томов. Все они переведены на русский язык, но качество многих переводов оставляет желать лучшего. Действие первого начинается в 1645 году, на исходе Тридцатилетней войны, в преддверии Фронды. Последние страницы тринадцатой книги переносят нас в начало 1680-х годов, когда король Людовик XIV уже давно укрепил свою власть, Англия и Франция балансируют на грани войны из-за колоний в Америке, а Османская империя готовится к своему последнему походу в Западную Европу. Герои, по воле автора переживающие невероятные приключения, оказываются то во Франции, то на Крите, то в Алжире и Марокко. Затем мы встречаем их на Американском континенте, на атлантическом побережье, в глубине лесов Мэна, в Квебеке, столице Новой Франции - Канады, в Монреале и Салеме, среди французских, английских, голландских колонистов. На страницах книги предстают люди, созданные воображением автора, и личности исторические, такие, как король Людовик XIV, министр-реформатор Кольбер, канадский путешественник Николя Перро, и многие, многие другие.

Мы встречаем ученых, аристократов, крестьян, полицейских, преступников, художников, пиратов, купцов, индейцев, монахов. Все они составляют широкое полотно жизни далекого уже XVII века. Это была эпоха перемен. Читатель может сказать, что нас, переживших бурное XX столетие, переменами не удивить. Но именно тот период положил начало развитию современной науки, техники и общественных установлений, знаменовал собой прорыв в истории человечества, приведший к тому, что мы видим сегодня.

Главные герои, конечно, личности вымышленные. Но это личности, необыкновенно интересные. Образы Анжелики и Жоффрея де Пейрак - безусловная удача автора. Они выделяются своим свободолюбием, одаренностью, жизненной активностью, своей необычайной любовью друг к другу, но при этом далеки от идеала. Это и делает их такими привлекательными, заставляет сочувствовать им, иногда сердииться на них, но всегда желать им удачи.

Жоффрей де Пейрак, выдающийся ученый, талантливый во всех делах, за которые берется, никогда не боится посмотреть на мир свежим взглядом, никогда не теряет вкус к жизни. Он много раз начинал в очень трудных обстоятельствах - искалеченным подростком в знатной, но обедневшей семье, опальным ученым и аристократом, на грани смерти после пыток, на Средиземном море и в Северной Америке. Он, к тому же, говоря современным языком, находится "на переднем крае науки". И более того, применяет свои знания на практике. Он использует на руднике самую первую, примитивную паровую машину, он занимается настоящей химией, отличающейся от средневековой алхимии. А что же Анжелика? В эпоху, когда женщины не имели большого выбора, она проявляет свои таланты в коммерции и медицине. Анжелика, попадая в самые разные ситуации, в необычные места, тоже не может нигде оставаться пассивной созерцательницей. Никогда она не сдается судьбе, и выходит победительницей, но порой это приносит ей и вред. Наблюдая за поведением героев романа, за их жизненными перипетиями, невольно задаешься извечным вопросом - что же такое свобода воли? И как соотносятся друг с другом предопределенность и случайность?

Можно ли отнести "Анжелику" к какому-то определенному жанру? Вероятно, да. Эта серия романов, или, скорее, многотомный роман создавался по заранее разработанному плану, именно как историко-приключенческая сага с любовной линией. Но, с другой стороны, существуют ли вообще твердые границы жанров? Вероятно, нет. Ведь в "Анжелике" можно обнаружить и признаки "простой" реалистической прозы, и психологического романа, и романа воспитания. Не так давно Кир Булычев писал, что любой исторический роман есть роман фантастический. С этим можно согласиться, потому что никто не может быть уверен, что адекватно отразил события далекого и даже очень недалекого прошлого. Но в "Анжелике" есть и элементы фантастики в обычном понимании, точнее, фэнтези, не хотелось бы говорить - мистики. Речь идет о многочисленных "вещих" снах, а также о предсказаниях, которые впоследствии сбываются. Однако этот элемент смотрится в ткани романа вполне органично, как литературный прием, отражающий замысел автора.

Книга построена так, что многочисленные линии и эпизоды, начавшиеся и промелькнувшие в первых томах, получают свое развитие и отзываются в дальнейшем, но это тоже выглядит вполне естественно.

Размышляя о многочисленных совпадениях, сбывшихся предсказаниях и явно выраженном здесь предопределении, можно вспомнить о словах Хорхе Луиса Борхеса, пусть и сказанных им в несколько иной связи: "Я предложил различать два вида причинно-следственных связей. Первый - естественный: он результат бесконечного множества случайностей; второй - магический, ограниченный и прозрачный, где каждая деталь - это предзнаменование. В романе, по моему, допустим только второй. Первый оставим симулянтам от психологии" (Повествовательное искусство и магия. Пер. А. Матвеева).

В заключение можно сказать одно - "Анжелика" дает пищу не только сердцу, но и уму. А это уже немало.