Счетчики




С. Щепотьев. Супруги Голон о супругах Пейрак. Ч.11

Третья часть "Анжелики и ее любви" - это только начальные эскизы грандиозной картины Америки, которую супруги Голон создали во второй половине своего романа-потока.

"Горячим было признание Купера во Франции, особенно со стороны Бальзака. Таинственность куперовских лесов и их изгои-дикари как бы проглядывают сквозь страницы Гюго, Дюма-отца и многих других французских романистов" /1/, - читаем в "Литературной истории Соединенных Штатов".

1. Литературная история Соединенных Штатов. М., 1978, т. 2, с. 156.

Близость "американских" частей повествования Голонов к "индейским" романам Фенимора Купера бросается в глаза. Она не исчерпывается внешней стороной, здесь есть родство и духовное: Голоны, как и американский классик, дают образы людей, которых ведут неведомыми тропами дикой страны высокие чувства человечности, жажды нравственного совершенства.
Следует, вероятно, вспомнить и утопический роман Купера "Кратер", герой которого на одном из тихоокеанских островов ценой невероятных усилий, терпения и труда создал цветущую колонию, гибнущую из-за того, что за поселенцами тянутся пороки той цивилизации, от которой они стремились уйти.
Эта колония явно сродни колонии де Пейрака. Впрочем, родство тут уже не только литературное, но и историческое, поскольку пиратство (а Пейрак-Рескатор, как-никак, пират) "часто было... уходом от общества, где все основано на несправедливости, несправедливостью регламентировано и подчинено строго заведенным несправедливым порядкам" /1/.

1. Давидсон А. Предисловие к книге Я. Маховского "История морского пиратства". М., 1972, с. 5.

Только не учитывая этой стороны природы пиратства, не учитывая бегства свободолюбивых героев от религиозной и светской морали общества, можно было, подобно автору предисловия к русскоязычному изданию "Анжелики в Новом Свете" А. Эпштейну, говорить, что, будь Пейрак "дальновидней", он пошел бы по пути "Ла Салля, провозгласившего, не в пример Пейраку, весь огромный бассейн Миссисипи... владением короля Франции" /1/. Нет, Пейрак не приспособленец. Он горд, независим, он не может, "переступив" через память о том, как была разбита его жизнь, петь славу своему палачу. Увы, такая позиция никогда не была популярна. Но слава Богу, что не для всех "дальновидность" выше собственного достоинства...

1. В кн.: А. и С. Голон. Анжелика в Новом Свете. М., 1973, с. 567.

С экспедицией Ла Салля ушел старший сын супругов Пейрак, Флоримон. У Жоффрэ путь иной. Этот образ ближе к провансальскому дворянину, который, скрыв свое имя под вымышленным - Миссон - вместе с итальянским доминиканцем Караччиолли основал на севере Мадагаскара флибустьерскую республику Либерталию (конец XVII века): "Миссон и Караччиолли объявили войну таким человеческим установлениям, как монархия, неравенство людей..." /1/.

1. Давидсон А. Указ.соч., с. 5.

Во всяком случае, у де Пейрака много общего с Миссоном, которому "удалось обуздать свою команду, прекратить пьянство и ругань, привить им взаимное уважение друг к другу, рыцарское отношение к женщинам, пожилым и слабым... Когда Миссон обнаружил, что на корабле везут живой товар - черных рабов, он собрал своих людей и, полный возмущения, обратился к ним с речью: - Вот пример позорных законов и обычаев, против которых мы выступаем. Можно ли найти что-либо более противоречащее Божьей справедливости, чем торговля людьми?!" /1/ и т.д.

1. Маховский Я. История морского пиратства, с. 169.

Как близки эти слова тираде Рескатора, обращенной к протестанту Маниго: "Разве положение, которое вы унаследовали от ваших благочестивых предков - корсаров и купцов Ла-Рошели - разве оно не омыто слезами и потом тысяч и тысяч черных рабов, которых вы закупили на берегу Гвинеи и перепродали в Америке?" ("Анжелика и ее любовь").

Совершенно очевидно, что ни Пейрак с Ванрейком, совершающие обход мест сражений с пиратом Золотобородым, ни Анжелика, перевязывающая раны противникам Пейрака и оперирующая раненого ею в порядке самозащиты Аристида Бомаршана ("Искушение Анжелики") - не просто дань литературному стереотипу благородных пиратов и их подруг: "Захватывая чужой корабль, люди Миссона... оказывали необходимую помощь раненым и больным" /1/.

1. Там же, с. 171.

Либерталия Миссона погибла вследствие нападения местных племен и сопутствовавшего ему стихийного бедствия. Колония де Пейрака переживает, помимо борьбы со стихией, катаклизмы социального плана, близкие к невзгодам, постигшим колонию, описанную Ф. Купером.
Утопичность планов Пейрака, основанных на его безоговорочном антиклерикализме и антибюрократизме, усугубляется индивидуализмом.
Но надо признать, что без этих черт, в сочетании с рискованностью, в конечном счете - авантюризмом его натуры, перед нами был бы другой, совсем другой человек, причем, весьма вероятно - утративший добрую половину своего обаяния. Ведь дело не только в "двойственности мировоззрения наших героев", как полагает А. Эпштейн. Разумеется, герои романа "продолжают жить обветшалыми, но дорогими для них феодальными воззрениями и традициями" - и в этом, смеем заметить, достоверность их образов, правда истории. Притягательная же сила образа де Пейрака в значительной степени заключается в его причастности к когорте авантюристов и романтиков, без которых так бедна была бы сокровищница мировой литературы. Он - собрат героев А. Дюма-отца, Эдмона Дантеса и д'Артаньяна, и героев, порожденных фантазией нашего соотечественника А. Грина - Артура Грея и Друда, и множества других персонажей полюбившихся нам книг.



Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9
Часть 10
Часть 11
Часть 12
Часть 13
Часть 14
Часть 15